Психология безопасности или как избежать риска сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
«Психология безопасности или как избежать риска сексуального насилия в отношении несовершеннолетних».
1 июня Международный день защиты детей.
За окнами многоэтажек, общежитий, частных домов и коттеджей живут люди, создаются семейные пары, растут дети. Ежедневно и ежечасно в кругу житейских забот, в атмосфере реального общения членов каждой семьи постепенно формируются важные основы правил поведения детей и подростков, которые копируют то, что «можно» и то, что «нельзя» у окружающих их старших членов семьи и других авторитетных взрослых. К домашнему воспитанию присоединяется воспитательная атмосфера детского сада, школы, училища, университета, места работы и профессии. Важным является общекультурное и информационное влияние телевизионных каналов, социальных сетей, кинофильмов, театральных постановок, концертных выступлений и все то многообразие событий социальной жизни, и законодательства которые влияют на то, как сами люди воспринимают нравственные ориентиры и запреты, и что становится для них «аксиомой, не требующей доказательств». К счастью, абсолютное большинство взрослых, сохраняют в себе такие личные нравственные правила, когда «обидеть слабого, ударить и оскорбить невинного, совершить сексуальное насилие несовершеннолетнего» является личным «табу» - запретом, который в том числе делает человека – ЧЕЛОВЕКОМ!
На государственном уровне, с участием различных организаций относящихся к системе образования, здравоохранения, органов внутренних дел проводятся профилактические мероприятия, имеющие своей целью формирование в социуме здорового образа жизни и противодействия сексуальному насилию в отношении несовершеннолетних. Всем известно народное выражение: «Что посеете, то пожнете…», что в буквальном смысле можно понять так: если важно получить хорошие результаты воспитания подростков и молодежи, тогда следует и передавать им, в том числе личным примером, лучшие человеческие качества - доброты, честности, уважения к другим людям и заботы о тех, кто особенно нуждается в помощи и поддержке. Воспитательная роль родителей и семьи, как важнейшей социальной ячейки общества является самой важной. Как же родителям, не имеющим специального психологического или педагогического образования сформировать у своих несовершеннолетних детей качества личности и поведения, которые создадут их личную программу собственной психологии безопасности? Чтобы ответить на этот важный вопрос не длинной лекцией, а более кратко, доходчиво и понятно, можно в качестве подсказки родителям привести слова известного профессора Петербургского университета Татьяны Черниговской: « Детей на всякий случай нужно учить всему!». Всё, чему из поколения к поколению, искренне заботящиеся о своих детях родители, учат своих малышей и подростков становится «матрицей чувств, правил и реакций», которые помогают детям успешно адаптироваться к сложным условиям мира взрослой жизни. Если к этим правилам детства «что такое хорошо и что такое плохо», добавить внимательности и осторожности ко всему, что окружает ребенка, добавить подсказки, как быстро распознавать и игнорировать лживость «дружеской переписки сексуально озабоченных мошенников» в социальных сетях интернета, считайте, что вы как родители создали основу психологической безопасности для своего ребенка. Помочь детям и подросткам разумно сформировать и затем научить их защищать личные границы собственной безопасности, границы личной сексуальной неприкосновенности обязаны родители. А чтобы родителям удалось успешно привить необходимые навыки осторожности своим любознательным девчонкам и мальчишкам, надо быть заинтересованными, все понимающими, искренними и надежными друзьями своим детям. Дополнительные и важные психологические подсказки по воспитанию детей в семье вы можете получить, обратившись по телефонам бесплатной круглосуточной службы психологической помощи в г. Минске тел.: 8-017-3524444 или 8-017-3044370 либо по моб.тел.: 8-029-899-04-01 (МТС).
Врач- психотерапевт УЗ «КРДМО»
Геннадий Урбанович.